Serьёзный перец
Группа: Members
Регистрация: 8-November 05
VN$: 2,869
Проживает: Москва
No. пользователя: 10 | Сообщений: 2,385
|
В конце прошлой недели стало известно, что эксклюзивные права на телетрансляцию шести из восьми матчей каждого тура чемпионата России получит спутниковая телекомпания "НТВ-плюс". Сумма четырехлетнего контракта с российской футбольной премьер-лигой (РФПЛ) составит $100 млн - по $25 млн в год. Это рекордная сумма, которую РФПЛ получит за телеправа. Эксперты отмечают, что "НТВ-плюс" предприняло рискованные шаги по увеличению своей абонентской базы.
Гендиректор "НТВ-плюс" Дмитрий Самохин рассказал Ъ, что его компания готовится заключить четырехлетний контракт с РФПЛ: "Мы получаем эксклюзивные права на трансляцию шести из восьми матчей в каждом туре. Еще один показывает 'Первый' и один - игру местной команды - локальный телеканал". Эту схему подтвердил президент РФПЛ Михаил Воронцов, отметив, правда, что переговоры еще не завершены. Для уточнения условий контракта РФПЛ сформировала рабочую группу, которая до 6 марта рассмотрит предложенные "НТВ-плюс" условия.
Кроме предложения "НТВ-плюс" РФПЛ рассматривала оферту НП "Росмедиаком" (канал "РТР-спорт") по организации трансляций. Руководитель дирекции спортивных программ РТР Василий Кикнадзе вчера от комментариев отказался.
РФПЛ и "НТВ-плюс" сумму контракта не разглашают. По словам президента Российского футбольно союза (РФС) Виталия Мутко, "речь идет о сумме, сопоставимой с $25 млн в год". Это означает беспрецедентное соглашение о продаже телеправ на российский футбольный чемпионат. "$25 млн - очень большая сумма, учитывая, что годовой бюджет 'НТВ-плюс' на закупку прав на трансляции всех спортивных событий (футбол, хоккей, баскетбол и т. д.) не превышает $20 млн",- говорит гендиректор агентства спортивного маркетинга Active Com. Игорь Куценко. Кроме того, эфирные телеканалы за российский футбол традиционно не платят - и "Первый", и "Спорт" получают права на трансляции бесплатно.
Причины, по которым эфирные телеканалы не хотят платить за право трансляции чемпионата России по футболу,- относительно невысокие зрительские рейтинги. Рекламный блок во время телетрансляций матчей РФПЛ на "Первом канале" набирает в среднем не больше 3 GRP (условная единица при продаже телерекламы, которая отражает число зрителей, увидевших ролик), подсчитали в агентстве Media Ways. Это вполне сопоставимо с другими спортивными соревнованиями, например, фигурным катанием и биатлоном, но в разы меньше, чем телесериалы - 10 GRP и больше.
Но для оператора платного телевидения основным источником дохода являются не рекламные поступления, а абонентская плата. Отдавая $25 млн в год, "НТВ-плюс" рассчитывает таким образом привлечь новых подписчиков из числа фанатов российского футбола. Однако чтобы окупить такие вложения, по оценкам экспертов, "НТВ-плюс" нужно в полтора раза увеличить абонентскую базу. "$25 млн в год - это примерно $2 млн в месяц,- подсчитывает гендиректор 'Корбины-Телеком' Александр Малис.- Учитывая, что средний доход от одного абонента (АРПУ) спортивного канала составляет $3 в месяц, для окупаемости только прав на трансляцию чемпионата России им необходимо 700 тыс. абонентов. Примерно 400 тыс. подписчиков 'НТВ-плюс' наберет среди нынешних своих абонентов. То есть нужно дополнительно привлечь порядка 300 тыс. абонентов за счет болельщиков".
Болельщиков в стране, учитывая данные TNS Galluр Media, намного больше. Так, рейтинг трансляции матчей российской премьер-лиги на "Первом канале" за март-апрель 2006 года в среднем составил 3,5%, то есть их смотрит примерно 2,3 млн россиян (при том что первые весенние туры собирают наименьшее количество зрителей). На "Спорте" эти показатели - 1%, или 658 тыс. человек.
По мнению господина Малиса, план "НТВ-плюс" по привлечению новых абонентов рискованный, но реальный. "Если есть финансовый ресурс, то это имеет смысл,- говорит он.- Идет потребительский бум на рынке платного телевидения, и если не инвестировать сейчас, можно потерять долю".
Компания "НТВ-плюс" - единственный в России оператор платного спутникового телевидения. Создана в 1996 году. 100% акций принадлежит холдингу "Газпром-медиа". Осуществляет вещание более 70 телеканалов, продавая услуги на европейской территории России и на Украине. Обслуживает свыше 500 тыс. абонентов. Оборот в 2006 году составил чуть больше $200 млн.
Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев добавляет, что "НТВ-плюс" сможет также заработать на продаже рекламы внутри трансляций и перепродаже прав на трансляции матчей в записи.
Подобные контракты положительно сказываются на рынке платного телевидения в целом, отмечают эксперты. "Чем больше эксклюзивного контента будет на закрытых каналах, тем больше людей будут готовы отдельно платить за телевидение",- говорит гендиректор ASCon (представитель Eurosport в России) Александр Силин. Как футбол зарабатывал на телепоказе До 1995 года в России вообще не существовало практики продажи футбольными клубами прав на телетрансляции. Все было наоборот - команды платили каналам за показ их игр. В 1995-м Профессиональная футбольная лига, тогда объединявшая и команды высшего дивизиона, подписала контракт с компанией "Команда IMG", по которому последняя получала права на телетрансляции и сама размещала их на ТВ. "Команда IMG" обязалась выплачивать клубам $3 млн за сезон. В 2000 году "Команда IMG" потребовала уменьшить сумму до $1,2 млн, ссылаясь на убыточность телетрансляций. Кончилось тем, что федеральные телеканалы футбол на протяжении почти всего сезона не показывали. Исключение составили только матчи "Спартака", заключившего отдельное соглашение с Ren TV.
В августе 2001 года была учреждена РФПЛ, объединившая команды высшего дивизиона. До 2005 года РФПЛ продавала права на "картинку" различным компаниям. Ни разу сумма не превысила $5 млн. В 2005 году РФПЛ подписала четырехлетнее соглашение с компанией "Федком Медиа", принадлежащей Алексею Федорычеву. По нему "Федком Медиа" получала в том числе права на телетрансляции лиги. Компания обязалась выплатить РФПЛ в первый год действия соглашения $15,5 млн, в 2006 году - $16 млн, в 2007-м - $17,5 млн и в 2008-м - $19 млн. В 2006 году стороны разругались. "Федком Медиа" недоплатила $1,4 млн, сославшись на то, что клубы в нарушение условий договора размещали на стадионах рекламу без согласования с "Федком Медиа". Сейчас контракт расторгнут, а РФПЛ пытается отсудить у "Федком Медиа" 150 млн руб.
Сколько стоит "Наш футбол" Специально перед чемпионатом России по футболу "НТВ Плюс" меняет ценовую политику. Самое главное изменение - на телеканал "Наш футбол", на котором будет транслироваться основное количество матчей, можно будет подписаться отдельно за 299 руб. в месяц. По словам гендиректора компании Дмитрия Самохина, с 15 марта начнется акция "подключение ноль рублей": 1500 руб., которые до этого взимались за саму процедуру подключения, будут вноситься на счет дополнительно к авансу - тоже 1500 руб. (этого хватит, чтобы посмотреть весь чемпионат, при расчете 299 руб. в месяц). Если канал приобретается с базовым пакетом (550 руб. в месяц за подписку), то его стоимость составит 149 руб. Кроме того, оборудование "НТВ Плюс" можно будет купить в кредит: 4450 руб. можно будет выплачивать в течение трех лет без первоначального взноса. Руководство компании обещает, что сигнал будет доступен и на Дальнем Востоке. "Сейчас мы не покрываем 5% населения страны,- сказал господин Самохин.- Поэтому кроме уже задействованных нами спутников EutelsatW4 и 'Бонум1' мы 'поднимем' 'Наш футбол' на спутники, покрывающие территорию Дальнего Востока".
comnews.ru
|