Мининформсвязи и Минобороны России облегчили процедуру согласования документации, связанной с выдачей частот в полосах совместного и правительственного использования. Теперь все согласования будут проводиться по принципу "одного окна" - через ФГУП "Воентелеком". Таким образом, министерства хотят снизить сроки выдачи частот. Игроки рынка рады этим шагам, но считают, что и 120 дней, прописанных в законе на эти цели, – чересчур много.

Новый принцип взаимодействия, о котором договорились Мининформсвязи и Минобороны, должен привести сроки рассмотрения заявок на использование радиочастот в рамки, определенные законом "О связи". До сих пор операторы связи подавали заявки на частоты в Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ) – структуру, подведомственную Федеральному агентству связи (Россвязи). В свою очередь, ГРЧЦ переправляло эти заявки в многочисленные структуры Министерства обороны: в Генштаб, штабы округов, военные НИИ и иные организации. "Процесс согласования был очень сложным, ведь ГРЧЦ, согласовывая возможность использования радиоэлектронных средств (РЭС) гражданского назначения, был вынужден контактировать более чем с десятком организаций Минобороны", - говорит замминистра информтехнологий и связи Борис Антонюк.

Глава Россвязи Андрей Бескоровайный напомнил, что ст. 24/3 федерального закона "О связи" отводит на весь цикл рассмотрения частотной заявки – от момента обращения оператора до решения о присвоении радиочастот - не более 120 дней. Однако многочисленность структур Минобороны, задействованных в этом процессе, не позволяла ГРЧЦ выдерживать установленные законом сроки. "На сегодняшний день закон регулярно нарушается, время прохождения заявок на частоты через все согласовательные органы составляет от полугода до года", - уточняет президент "Ассоциации-800" Юрий Домбровский.

Конец этой проблеме должен положить принцип "одного окна", предполагающий наличие единого согласующего органа. По словам замначальника Генштаба - начальника связи Вооруженных Сил РФ Евгения Карпова, отныне ГРЧЦ будет общаться лишь с одной военной структурой – ФГУП "Воентелеком".

"Воентелеком" является лицензированным оператором связи и оказывает коммерческие услуги не только структурам Минобороны, но и частным лицам. Однако Евгений Карпов особо подчеркнул, что в вопросе частотных согласований "Воентелеком" будет выступать исполнительным органом, но не решающим. "Держателем радиочастот был и остается Генеральный штаб. Окончательное решение о возможности использования тех или иных частот для РЭС гражданского назначения все равно будет принимать начальник Управления РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Но при этом офицеры более не будут общаться с гражданскими на темы частот – все частотные документы отныне принимает и выдает "Воентелеком", - заявил начальник связи Вооруженных Сил.

Работа с военными никогда не была простой, но участники рынка худо-бедно научились решать эти вопросы. "Процесс работы с военным ведомством у нас налажен, - говорит пресс-секретарь компании "ВымпелКом" Екатерина Осадчая. – Хотя, безусловно, оптимизация процесса выдачи разрешений на использование частот очень важна. Однако вряд ли это существенно ускорит выдачу частот, так как наиболее слабый участок - как раз между "получением заключения" и "выдачей частот". После того, как военные принимают решение о разрешении использования частот, операторам предстоит еще долгий процесс ожидания выдачи этих частот "Россвязью". И этот процесс может растягиваться от года до полутора лет".

Тем не менее, в большинстве своем операторы приветствуют нововведения в работе с военными и надеются, что эта практика окажется эффективной. "Упрощения по получению частот ждали лет десять", - сетует генеральный директор транкинговой компании "РадиоТел" Сергей Мураневич. "Сейчас нет четкой и ясной процедуры согласования частот, контроля над состоянием заявок и т.д.", - поясняет генеральный директор ЗАО "СМАРТС" Андрей Гирев. "Система "одного окна" внушает нам оптимизм", - говорит пресс-секретарь "МегаФона" Марина Белашева. "Если регламент нового принципа работы будет четко прописан, "одно окно" действительно позволит соблюдать заданные временные рамки", - добавляет генеральный директор ООО "Регионтранк" Анатолий Зацепин.

Однако, по мнению Андрея Гирева, даже прописанные в законе 120 дней – слишком большой срок: "Все это время простаивает оборудование, наносится реальный ущерб бизнесу". По словам гендиректора СМАРТС, в ближнем зарубежье – Казахстане, Узбекистане, на Украине, согласовательный процесс по частотам организован гораздо гуманнее, нежели в России. "А в большинстве стран дальнего зарубежья вообще действует уведомительная, а не разрешительная система получения частот, - рассказал глава поволжского оператора. - И если потом начинаются какие-то проблемы, например, затрагиваются частоты военных, то надзорные органы начинают разбираться в ситуации. На моей памяти таких случаев – единицы".

Однако пока российским операторам все же придется заранее согласовывать вопросы эксплуатации частот, хотя и "по-новому". Документ, который вводит принцип "одного окна", называется "Схема организации взаимодействия уполномоченных организаций Мининформсвязи и Минобороны при проведении расчетов электромагнитной совместимости РЭС гражданского и военного назначения". Этот документ еще 9 апреля 2007 г. подписали Борис Антонюк и начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Юрий Балуевский. Как сообщил Борис Антонюк, по его мнению, "Схема…" вступила в силу сразу после подписания, но Евгений Карпов осторожно добавил, что "рассылка этого документа по всем заинтересованным структурам сопряжена со значительным временем".

"Насколько эффективно будет действовать предложенный механизм на практике, покажет время", - считает пресс-секретарь компании "Скай Линк" Ольга Пестерева. Аналитик J'son&Partners Ирина Астафьева в этой связи полагает, что в организации "одного окна" могут возникнуть сложности. "Этот процесс может занять приличное время, тем более что конкретный срок реализации этого проекта не указывается", - говорит аналитик. "Будут ли эти нововведения работать, зависит от многих факторов, в том числе от организации работы ФГУП "Воентелеком", - согласен директор по информационным технологиям ЗАО "АМТ" Алексей Митькин. - Сложности, скорее всего будут в построении системы взаимодействия с госструктурами и операторами связи".

В любом случае, "крупные операторы подают заявки на частоты каждую неделю, так что результаты нововведений регулятора мы увидим уже через четыре месяца", - полагает Юрий Домбровский.

По мнению аналитика ИК "Финам" Элины Караевой, закон "О связи" содержит еще много пробелов, которые могут создать сложности для операторов. "В частности, никто не гарантирует положительного решения по выдаче частот, - напоминает аналитик. - Так, срок ввода РЭС в эксплуатацию составляет один год со дня выдачи разрешения, то есть оператор должен до истечения этого срока получить разрешение на эксплуатацию. Если будет задержка с выдачей разрешения, возникают риски, а это может послужить основанием для отзыва частот".

Нерешенной остается и другая, пожалуй, главная, проблема. В России по-прежнему свыше 95% всего радиочастотного спектра находится в ведении военных и спецслужб, а все гражданские сети (сотовые, транкинговые, мобильные спутниковые, телевизионные, WiMAX и др.) ютятся в оставшихся 5% спектра. Операторы и чиновники Мининформсвязи в один голос говорят о том, что многие номиналы частот Минобороны не использует, но и не отдает. В ответ на вопрос репортера ComNews о том, какая доля частот, находящихся в ведении Минобороны, реально используется, Евгений Карпов лишь обронил: "Существует таблица распределения радиочастот, и если вы к ней допущены – смотрите там сами".

В других бывших соцстранах ситуация с частотами была аналогичной, но во многих случаях – успешна разрешена. Андрей Бескоровайный приводит в пример Польшу, в которой несколько лет назад была введена ежегодная плата за использование радиочастот. "Эта плата распространялась и на военных, и они очень быстро освободили большое количество номиналов", - рассказывает руководитель Россвязи.

Избавляются от лишних частот и украинские военные. "Если раньше большинство радиочастот в Украине были зарезервированы для Министерства обороны Украины, то теперь три четверти из них передаются в коммерческое пользование. В ближайшее время военные переведут свои радиостанции на другие частоты, остающиеся в их ведении. Это может дать мощный толчок для развития украинской телекоммуникационной отрасли", - заявил 19 апреля 2007 г. на московской конференции Wireless Broadband Олег Соболев, исполнительный директор Ассоциации участников рынка беспроводных сетей передачи данных Украины (Wireless Ukraine).

cnews.ru